Андрей Соколов: Досье от Анжелики

Страница изменена 28.06.2006

Брат краткости Андрей Соколов  //Наше кино. №5, июль-август 2004 .


Брат краткости Андрей Соколов

"Интервью?" - переспросил Андрей Соколов. - "Без проблем. Подъезжайте сегодня в шесть. Я уже буду в офисе". - "А можно завтра?" - "Да когда вам будет угодно".

Готовясь к интервью, я узнала, что Андрей не любит говорить о:

1. Личной жизни (табу!)

2. Фильме "Маленькая Вера" (надоело)

3. Актрисах Ирине Метлицкой, Наталье Негоде и других партнершах (тоже личное)

К тому же знакомая журналистка предупредила: "А, Соколов… Будет нелегко. Он отвечает на вопросы, не отвечая".

Офис студии "Мотор-фильм" (сериал "Бальзаковский возраст"). "Я к Соколову на интервью". - "Подождите немного, он на совещании". Жду. Сижу на пластиковом стуле ядреного желтого цвета, разглядываю фото героинь сериала в разных ракурсах, развешанные на стенах.

"Извините, вы Мила?" - услышала я знакомый голос. Андрей Соколов появился неожиданно. "Простите, что я вас задержал, пойдемте".

Заходим в одну из комнат. В ней темно, мало места и много народу снует туда-сюда. Кто-то заглянул: "Андрей, у нас все готово!" "Минут через пять-десять приду" - говорит Соколов. "Через пять-десять?!" - ужаснулась я. - "А как же интервью?" "Не волнуйтесь, успеем". И сразу взял такой темп…

- Андрей, почему вы всегда играете только главные роли? Второстепенные не предлагают, или вы не соглашаетесь принципиально?

- Вот в "Бальзаковском возрасте", например, у меня роль второго плана. Главные героини - четыре девушки.

- Насмешили, Андрей Алексеевич... У вас главная мужская роль. Ваш герой красной нитью по всему сериалу проходит, в отличие от других приходяще-уходящих персонажей.

- Есть фильм "Мечты идиота", его снимал Вася Пичул - там я играю эпизодическую роль. Просто для этого многое должно совпасть.

- Вы где-то сказали, что хотели бы сыграть Дантеса. Но и фильм ни много, ни мало должен называться "Дантес".

- Да, не получилось, к сожалению. Дантес не такой однозначный герой, каким его принято считать. У него очень сложная судьба. Он - противовес Пушкину, а это о чем-то говорит.

- Значит ли это, что вы хотели бы сыграть отрицательную роль? Несколько неожиданно, так как идет в разрез с вашим, извините, амплуа - положительного героя.

- Я не только положительных героев играл. У меня 60 картин на боевом счету. Просто в силу сложившихся обстоятельств многие из них неизвестны широкой публике. На самом же деле я сыграл много разных ролей.

- То есть, подлецы и негодяи в вашем кинорепертуаре были?

- Знаете, очень интересно получается. Я же часто общаюсь с "вашим братом" журналистом - и некоторые меня спрашивают: "Почему вы всегда таких негодяев играете?" Так что, сколько людей, столько и мнений. Я не стал их разубеждать, так же как не буду разубеждать и вас.

- Как вы думаете, кого проще играть: положительного героя или отрицательного?

- Проще играть негатив. А положительного героя сложнее сделать интересным. В негативном персонаже есть за что зацепиться и от чего оттолкнуться. Но самый лучший вариант, когда непонятно какой герой: хороший или плохой. Должен быть грамотный "микс".

- Ваши герои на вас похожи?

- (Хмыкает). Ну конечно. После каждого фильма мне говорят: "Знаешь, старик, а тебе ничего играть не надо". Я всегда соглашаюсь.

- Вы всегда со всем соглашаетесь, а на самом деле?

- А на самом деле - каждый видит то, что хочет видеть. Если я был очень убедителен в роли, и все считают, что я сыграл самого себя… Прекрасно, что еще сказать.

- В общем, главное - убедить зрителя.

- Главное - убедить себя, тогда убедишь кого угодно.

- Андрей, а почему вы не любите говорить про "Маленькую Веру"?

- Кто сказал? Люблю, просто надоело повторять одно и то же. Но если у вас есть какие-то вопросы - задавайте.

- Спасибо. У меня их немного. Вы, когда соглашались на роль, понимали, какой резонанс вызовет эта картина?

- Нет.

- Почему? Разве скандальные сцены не были заложены в сценарии?

- Нет, там говорилось только о том, что они вдвоем, а чего они там делают - непонятно. Детально прописано не было.

- То есть Пичул на ходу придумывал?

- Фактически да. Тем более, что снимались эти сцены практически в самом конце съемок. А по поводу резонанса - мне он казался естественным, мы же работали, тратили себя. Так должно быть, в общем-то.

- Вы на втором курсе Щукинского училища снялись в этом фильме?

- Между первым и вторым.

- Как преподаватели отнеслись к картине? Не говорили: "Соколов, это позор для театрального артиста!"

- Людмила Вадимовна Ставская, мой педагог, наоборот, очень меня поддержала. Говорила: "Андрюша, держись, тебя будут …(подбирает слово)

- Пинать.

- Да, "…пинать за этот фильм, но ты не обращай внимания" Очень мудро, по-доброму отнеслась. Правда, не на все фестивали отпускала. Зато я учился прилежно. Даже с красным дипломом закончил.

- У вас большое количество картин, но подобного успеха не было больше ни у одной. Не обидно?

- Еще не хватало тратить на это эмоции. Я работаю, получаю удовольствие - и все.

- А вообще много сценариев предлагали и предлагают?

- По-разному. Бывает, что в неделю десять, а бывает, что за полгода четыре.

- Период затишья был?

- В 1994 году ничего. Тишина. Может, это связано с тем, что я работал над картиной "Бездна. Круг седьмой". Как я сейчас понимаю, довольно знаковая работа для меня. Но… (тяжело вздыxает) период был нелегкий.

- Вы эту картину называете своей визитной карточкой.

- Да.

- Не "Маленькую Веру", по которой вас больше знают.

- К сожалению у "Бездны" не было широкого проката. Но это очень хороший фильм. Почему у картины такая судьба - не понятно. Но помню, что на одном из Кинотавров наша картина была если не лучшей, то заметной - объективно, но она ничего не получила.

- Конъюнктура… Скажите, Андрей, а для вас важен хороший контакт с режиссером, когда вы соглашаетесь на роль?

- Обязательно. Мы же должны быть единомышленниками.

- А если деньги хорошие платят?

- Тогда обсуждаемо. Будем искать какой-то компромисс, но если не получится, не страшно. Что Бог ни делает - все в лучшему.

- Вы, кстати, как-то упомянули, что в не очень хороших фильмах снимались из-за денег.

- Было такое дело. Две картины.

- Две всего?

- Всего. Я говорю о тех картинах, про которые понимал, что они - полная чушь. Но что самое смешное - деньги за эти картины пользы не приносили. Я или машину разбивал, или еще что-то неприятное случалось.

- "При заключении контракта не знаешь, что получится в итоге, к сожалению", - ваша цитата. А уходить с картин по каким-то причинам не приходилось?

- Один раз пришлось. Вернее, два. Первый - в эпоху коммерческого кино. Начали снимать фильм, и режиссеры стали меняться как перчатки. Когда пришел пятый режиссер со своим вИдением картины, я сказал: "Все, ребята, больше не могу". Второй раз - не нашли общего языка с режиссером. Мы с ним до съемок общались - это был нормальный человек. Когда съемки начались - он стал совсем другим. На третий съемочный день наши отношения были на самом "высоком градусе".

- В смысле "конфликтные"?

- Ну да. Он мне выдвигал какие-то абсолютно необоснованные претензии. Вообще актеров надо любить, а не вытирать об них ноги. Я его предупредил: или мы друг другу морды набьем, или он ведет себя нормально. В общем, в конечном итоге я ушел.

- "По морде" он не согласился?

- Нет.

Кто-то опять заглянул в комнату (наша беседа к этому моменту продолжалась аж 7 минут): "Андрей, все вас ждут!" - "Иду!" Обращаясь ко мне: "Вы меня подождете?" - "Да, конечно". "Напоите Милу чаем!" - попросил Андрей секретаря. "Не надо, спасибо!" - "Нет, напоите обязательно!" Я все не соглашаюсь. Девушка, присутствовавшая при нашем разговоре, сказала: "Зря отказываетесь. Ждать придется долго". "Ничего", - ответила я, думая, что долго - это минут 20-30.

… Прошло два с половиной часа. Таинственное заседание все продолжалось. Намотав не один километр по коридорам студии (сидеть уже было невмоготу) я решила, что так дело не пойдет. На мое счастье, по какой-то надобности из того самого кабинета вышла девушка, предупреждавшая меня об "опасности". Я кинулась к ней: "Извините, вы не могли бы попросить Андрея Алексеевича о переносе интервью? А то мне, похоже, до следующего утра здесь придется сидеть". - "Я же вам говорила…" - укоризненно посмотрела она на меня. Но Соколова позвала. "Андрей, давайте перенесем интервью…" - взмолилась я. "Да нет, зачем? Вы столько времени потратили. Неудобно как-то получится. Сейчас у меня есть несколько минут, давайте продолжим".

- Что вы там так долго обсуждаете?

- Кастинг идет. Актеров в сериал отбираем. Через несколько дней съемки начнутся, а актрисы на главную роль еще нет.

- На какого актера вы, как режиссер, обращаете внимание?

- Всегда по-разному, но актер обязательно должен быть пластичным и интересным.

- Актеру с хорошей внешностью легче добиться успеха, как вы считаете?

- В актере все должно быть сочетаемо. На внешности можно проскочить один раз, но второй уже не получится.

- А вас самого, кстати, часто пробовали и не утверждали?

- Бывало, но насколько часто - не знаю, все относительно.

- Ну а чаще вас приглашают конкретно на роль или все-таки проходите какие-то пробы? Почему, например, вашего героя в "Палаче" зовут Андрей Алексеевич?

- А в "Маленькой Вере" фамилия моего героя Соколов. Но это скорее случайность.

- Вы за роли когда-нибудь боролись?

- В каком смысле?

- Ну, говорили режиссеру: "Петя, я лучше всех сыграю эту роль!"

- Нет, упаси Бог… Хотя может, и зря. (Смеется) Но, думаю, можно что-то доказывать только на площадке.

- Да, помнится, вы где-то говорили, что если актер начинает себя предлагать - это совсем другая профессия. Но, согласитесь, режиссер все равно выбирает актера. А актер себя предлагает.

- Да, я понимаю. Но я предлагаю режиссеру только то, что я делаю на сцене или на пробах. Не стою за дверью, не улыбаюсь и не приношу бутылки с шампанским.

- Актер - хорошая профессия?

- Непростая, но очень интересная. И это настоящая работа, а не только "бла-бла", что бы ни думали многие.

- А как относитесь к фразе: "Актер играет всегда, даже на сцене".

- Достаточно лукавая фраза. Вы, например, сейчас одна, дома другая, на работе - третья. Поэтому я и говорю, что моя профессия честна тем, что я громогласно заявляю: "Я, ребята, играю!"

- Как у вас с самокритикой дело обстоит?

- Сложно сказать. Все относительно. Я вообще-то самоед, но, зная эту черту своего характера, стараюсь все делить на 10.

- То есть спокойно себя на экране воспринимаете?

- Постфактум всегда кажется, что можно было бы сделать лучше.

- А вообще к критике как относитесь?

- Было время, когда очень переживал, но потом перестал.

- Но вас критиковали в основном за театральные работы, не за кино.

- Да, но все равно. Мне даже не столько за себя было обидно, сколько за актеров, которых я пригласил в свой спектакль. Например, когда писали, что "Койка" - это спектакль о половых извращениях, я был в недоумении. Хотя друзья говорили: "Успокойся, это же суперреклама".

- Опять же в каком-то интервью вы сказали, что на съемочной площадке нет послушнее актера, чем вы.

- Я так сказал после того, как сам стал режиссером. Это совершенно каторжный труд и я уверен, что актер должен режиссеру во всем помогать. Можно свои предложения выдвигать, но только после того, как сделаешь то, о чем просит режиссер.

- Что вас в людях раздражает?

- Хамство. Все остальное можно простить.

- Все остальное простить?!?

- Мы же нормальные люди, и категории "убить", "украсть", "предать" и т.д. не рассматриваем.

- Как вы предпочитаете отдыхать?

- Зависит от количества свободного времени: если его много - можно поехать, позагорать. Если не очень - можно съездить за город, если совсем мало - можно полежать, "поплевать в потолок". Сейчас бы я с удовольствием просто поспал.

- Все знают, что вы заядлый охотник и рыбак. Скажите честно, вам зверюшек не жалко?

- Это риторический вопрос. Вы были на охоте?

- Нет, конечно. Я животных очень люблю.

- Мы с вами разговариваем на разных языках. Я тоже животных очень люблю, но охота… Я не смогу вам объяснить, и думаю, что даже не стоит вас обращать в свою веру. Но как говорит мой товарищ: "Нам главное - не кого-то подстрелить, нам главное - побольше в грязи изваляться". И он абсолютно прав.

- А как же мужское самолюбие? Кабан на плечах, и, как следствие, дикий восторг от самого себя: "Аз есмь царь!"?

- Это как раз неважно. Просто то ощущение свободы, которое существует на охоте, больше нигде не испытать.

- Да, вы еще говорили, что "природа и свобода" для вас самое главное. У женщин шансов совсем нет?

- Это я сказал "природа и свобода"? Молодец… (смеется). А если серьезно, женщины - вообще самое главное в жизни мужчины.

- Но на личные темы вы говорить не любите.

- Не люблю.

- Вы же публичный человек. Вашим зрительницам интересно знать, чем вы живете вне экрана.

- Это моя частная жизнь, я хочу, чтобы она оставалась скрытой от публики. Я имею на это право.

- Андрей, а кумиры среди актеров у вас есть?

- Да, Олег Даль.

- Вы его всегда называете.

- Я постоянен в своих пристрастиях.

- Это хорошо. А чем вам Даль нравится?

- Сложно объяснить. Я его очень хорошо понимаю. Мы с ним как бы на одну волну настроены.

- Интересно… Олег Даль - "обнаженный нерв", на вас не очень похож.

- Я тоже "обнаженный нерв", только тщательно это скрываю.

- Вы очень скрытный?

- Достаточно, я надеюсь.

- Депрессии у вас бывают?

- Конечно. Самое мудрое - избегать ситуаций, которые могут ее спровоцировать. Нечто подобное случилось со мной недавно - пришлось себя за уши из дома вытаскивать. Среди людей с ней проще справится. Друзья помогут.

- Вот вы и снимаетесь, и режиссируете, и стихи, романы пишете… В общем, и чтец, и жнец…

- Я понимаю вашу иронию, но я же не говорю, что всем этим занимаюсь профессионально. Это хобби, мне это просто интересно. Сложение рифм - искусство, а для меня просто удовольствие - складывать слова в красивые предложения.

- Радуетесь удачно составленной рифме?

- Конечно. Тихо в подушку.

- А в режиссуру зачем пошли?

- Любое действо на 80% зависит от режиссера. Это твои мозги, твое тело. Акт глобальнее. Режиссер больше художник, творец, чем актер. Он создает музыку, а актеры - всего лишь ноты. Красивые, звонкие, но ноты.

- Вы, видимо, перфекционист? Стараетесь все доводить до совершенства. Если диплом - то красный, если роль - то главная…

- Не знаю, насколько перфекционист, но не ремесленник точно. Если что-то делаешь, то делай хорошо. Нельзя быть чуть-чуть беременным. Или так, или так.

В эту минуту Андрея опять позвали на совещание. Вся наша беседа от и до уложилась в 20 минут. "Я на такой скорости по Москве не езжу, на какой вы даете интервью" - сказала я Андрею на прощание. "Что поделаешь, работа" - улыбнулся он. И побежал выбирать героиню своего романа.

Текст: Мила Веренич;

Фото: Владимир Верховский и из личного архива А. Соколова

Источник: Сайт журнала "Наше кино"

Hosted by uCoz