Андрей Соколов: Досье от Анжелики

Страница изменена 27.06.2006

Андрей СОКОЛОВ: «Не считайте меня голубоглазым оптимистом» /Светлана КУЗИНА, Ирина БОРИСОВА// АиФ АртФонарь.- 1995. №11(июнь). С.3.


Андрей СОКОЛОВ: «Не считайте меня голубоглазым оптимистом».

Артиста театра "Ленком" Андрея Соколова представлять не надо. За последние годы он успел сняться в 33 фильмах. А "проснулся знаменитым" после выхода в 1988-м фильма В. Пичула "Маленькая Вера". Эта роль вывела его в лидеры многочисленных рейтингов популярности. Но Соколов в отличие от многих избежал искушения тиражировать имидж секс символа, тяготея скорее к ролям философского плана.

Фото к интервью

Это интервью нам пришлось делать во время спектакля "Юнона" и "Авось" в паузах между выходами Андрея на сцену - другого времени он выкроить не смог.

- Андрей, как ты оказался в "Ленкоме"?

- После окончания Щукинского. Был обычный просмотр. Я помогал друзьям - подыгрывал отрывки. И был приглашен в театр. Я думаю, что тут еще сыграл свою роль шлейф нашего бестселлера - "Маленькой Веры".

- Да, кстати, о "Маленькой Вере"...

- Давай не будем о ней говорить. Сколько уже было разговоров на эту тему...

- Хорошо, а чем ты сейчас занят?

- Если говорить о кинематографе, то заканчиваю с Владимиром Мотылем "Роман над пропастью" - картину по мотивам произведений Чехова. С Владимиром Басовым-младшим закончили съемки картины "Одинокий игрок" по сценарию Э. Володарского. Запускается режиссер Аравин с сериалом. Я к сериалам отношусь с большой опаской, но здесь очень интересная идея.

А если говорить про театр - тружусь на любимой сцене в "Ленкоме". Кроме того, как приглашенный актер играю"Под крышей" в Театре имени Моссовета - "Любовью не шутят" по Альфреду Мюссе. В июне во МХАТе выпускается спектакль по пьесе Гибсона - "Понедельник после чуда". Еще был нашумевший спектакль А. Житинкина - "Игра в жмурики"...

- Спектакль "Игра в жмурики" приобрел достаточно скандальную известность из-за того, что большая часть текста в нем - мат.

- "Жмурики" для меня были классным тренингом, там была энергетика. А "белой" или "черной" не существует - она просто есть или нет. Там было, конечно, больше "черной". Но мы, пропуская это через себя и выплескивая в зал, как мне кажется, вышли на возможность некоего энергетического общения. И я очень рад, что люди порой приходили на этот спектакль, как на "клубничку", а уходили с другим ощущением.

- В фильме Эльдара Рязанова "Предсказание" ты сыграл одну из главных ролей. Как тебе работалось с мэтром?

- Безумно интересно! Для меня это была, безусловно,- удача. Во-первых, режиссер, с которым я мечтал поработать, и даже не надеялся, что это может случиться. Во-вторых, сама личность Рязанова. У него можно научиться очень многому. Это некий фантом, общение с которым заставляет многое передумать и переделать. Ну, о Рязанове можно говорить просто бесконечно!

- А последняя премьера - в фильме Виктора Сергеева "Любовь, предвестие печали"?

- Я люблю с Витей Сергеевым работать, потому что другого режиссера, который так любит и понимает актеров, как он, надо поискать. И картина "Любовь, предвестие печали"для меня из его фильмов любимая, несмотря на то что были "Палач", "Странные мужчины Семеновой Екатерины" и т. д. Да, мне хочется видеть такое красивое, как мне уже даже сказали - "приторное" кино (хотя я бы его так не назвал). Трудно быть судьей своих работ. Но в целом, когда выходишь из зала, выносишь ощущение - понравилось или не понравилось. Так вот эта работа мне очень понравилась.

- Как должен чувствовать себя актер, фильмы которого в большинстве своем не доходят до зрителя, не выходят на экраны?

- Здесь уже что-то сдвинулось с мертвой точки! Мне кажется, сейчас вообще, и не только в кино, такое время, когда "дорогу осилит идущий". На фоне неразберихи и бардака есть люди, которые занимаются своим делом, они и останутся в выигрыше. Смешно считать меня таким голубоглазым оптимистом, но я знаю, что все в жизни зависит от самого себя.
Сейчас происходит формирование нового вида кинематографа. Блестящий тому пример – горячо мною любимый Никита Михалков, который берет всю картину на себя – от сценария до проката. Именно за такой формой кино будущее, по-моему. Выживут вообще те, кто хоть немного опережает время.

- Тебе ближе элитарное кино?

- Как актер я просто люблю кинематограф. И поэтому мне интересна сама работа. Будь это комедия, триллер, психологическая драма или мелодрама... А как человек я все-таки тяготею к криминальной мелодраме.

- А что хочется сыграть?

- Хотел бы сыграть Гамлета, Дантеса, Есенина и... все! Мне безумно интересен Мефистофель. Настолько, что аж руки трясутся! Безумно интересны и Фауст, и Дантес. Подкупает не название роли, а масштабность, привлекательность личности. Я назвал лишь то, что лежит на поверхности. Но помимо этого есть наверняка некий Тютькин, жизнь которого не менее интересна, чем жизнь этих людей, просто никто о ней не знает. Я абсолютно в этом убежден. И вот поднять его, развить до трагедии...

- До масштаба Фауста?

- А почему нет? Вот, например, вы знаете, кто такая Хелен Келлер? А Марк Твен о ней сказал: "Если бы мне пришлось сравнивать личность Наполеона и Хелен Келлер, конечно же, я Хелен Келлер поставил бы на первое место". Это героиня № 1 на Западе. Слепоглухонемая девочка, которая научилась говорить, петь и т. д. Есть масса интересных вещей, о которых мы просто не знаем. Но это вовсе не значит, что их нет.

- Ты легко контактируешь с людьми?

- Нет. Приятелей много, друзей мало.

- Что влечет тебя на сцену?

- Во-первых, эгоизм. Чтобы хорошо играть для зрителя, нужно сначала играть для себя. Когда спектакль удачный, если рождается некая атмосфера, то актер в ней купается, и это, наверное, то же самое, что пачку гашиша выкурить. И из-за этой пачки гашиша актеры и вылезают всею жизнь на сцену – и стар и млад. А потом это становится привычкой, диагнозом, потому что уже ничем другим человек заниматься не может.

- Ты только что вернулся из Америки...

_ - Это была акция Линкольн-Центра в НьюЙорке. С нашей стороны были приглашено семь человек: Муратова, Абдрашитов, Соловьев, Герман... Мероприятие называлось"Дни советского кино эпохи перестройки". Это последний отголосок "Маленькой Веры". Там было много наших картин, очень много откликов прессы. Мне казалось, что нашим кино уже мало кто интересуется, а оказалось, что есть не только прослойка среди эмигрантов, а люди, для которых советское кино связано с профессией. Они на этом строят свою карьеру. И у них действительно настоящий интерес к тому, что у нас происходит. Это профессора, которые защищают дипломы на наших картинах. Продюсеры, которые интересуются тем, что у нас снимается. Волна интереса к России нарастает.

- Чего тебе хочется в жизни, кроме того, чтобы играть, смотреть фильмы?

- Гармонии. Не спокойствия, нет, а... жизненной нетревоги, скажем так.

Светлана КУЗИНА, Ирина БОРИСОВА

Hosted by uCoz