Андрей Соколов: Досье от Анжелики

Страница изменена 27.06.2006

Андрей Соколов: Фильмы

Маленькая Вера

 

«МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА» СССР, К/ст им. М.Горького, 1988, цв., 2 серии, 14 ч., 3717 м., 135 мин.

Фильм дебютанта Василия Пичула, прямого ученика Марлена Хуциева, пользовался ошеломляющей популярностью в прокате, заняв место в начале четвертой десятки рекордсменов за всю историю, рядом с «Судьбой» Евгения Матвеева, «Русским полем» Николая Москаленко и «Женщиной, которая поет» Александра Орлова. Соседство только на первый взгляд странное и случайное. Потому что в «Маленькой Вере», несмотря на несомненный дерзкий вызов прежнему советскому кинематографу (чаще всего неадекватно реагировали на вполне уместную и не грубую, особенно по нынешним понятиям, сексуальную сцену), содержатся элементы традиционного романа о «судьбе человека» и мелодрамы о «любви земной», но только в молодежном исполнении. Также можно представить гипотетическую ситуацию, что героиня, бессознательно бунтующая против надоевшего уклада жизни в задымленном и давящем на психику индустриальном Жданове, городе сталеваров и машиностроителей, является чуть ли не родной дочерью Саши Савченко из «Весны на Заречной улице», которого «вывела в люди», как в песне поется, «та заводская проходная». И в роли отца Веры, мастерски и самоотверженно сыгранного Юрием Назаровым, был бы хорош и Николай Рыбников, который, к несчастью, оказался маловостребованным в 70-80-е годы, а умер, между прочим, на рубеже 90-х. «Маленькая Вера» уже в момент самых первых просмотров, еще до зрительского триумфа, вопреки отдельным замечаниям и придиркам, сразу была воспринята как этапное произведение то ли конца «застоя», то ли начала «перестройки». Но квинтэссенция кинематографического труда Василия Пичула, Марии Хмелик и Натальи Негоды (лишь сценаристка и актриса удостоились персональных наград: одна — «Феликса», другая — «Ники», а лента в целом имела призы на ряде фестивалей) заключается в том, что гиперболизировав опыт советского кино и доведя его до состояния критической массы, готовой к взрыву, они породили так и не оцененный, не подхваченный никем (в том числе и самими собой) новый стиль повествования. Он не сводится ни к пресловутой «чернухе», ни к «постсовковому откровенному стебу». Это подлинный социальный роман, по-стендалевски превращающийся в зеркало для времени, вырастающий по своему значению с течением лет.

Зрительский успех — по 56, 0 млн на серию.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Наталья Негода, Андрей Соколов, Юрий Назаров, Людмила Зайцева, Александр Алексеев-Негреба, Александра Табакова, Андрей Фомин, Александр Миронов, Александр Леньков, Вадим Захарченко, Мария Хмелик.

Режиссер-постановщик: Василий Пичул.

Автор сценария: Мария Хмелик.

Оператор-постановщик: Ефим Резников.

Художник-постановщик: Владимир Пастернак.

Композитор: Владимир Матецкий.

Звукорежиссер: Павел Дроздов.

Премия «НИКА» в номинации «Актриса» за 1988 год

Источник: Энциклопедия "Кино" Кирилла и Мефодия.

 

 

Hosted by uCoz