|
||||||||||||||||||||||||||||
Страница изменена 28.06.2006 |
||||||||||||||||||||||||||||
Брат краткости Андрей Соколов //Наше кино. №5, июль-август 2004 . |
||||||||||||||||||||||||||||
Брат краткости Андрей Соколов"Интервью?" - переспросил Андрей Соколов. - "Без проблем. Подъезжайте сегодня в шесть. Я уже буду в офисе". - "А можно завтра?" - "Да когда вам будет угодно". Готовясь к интервью, я узнала, что Андрей не любит говорить о: 1. Личной жизни (табу!) 2. Фильме "Маленькая Вера" (надоело) 3. Актрисах Ирине Метлицкой, Наталье Негоде и других партнершах (тоже личное) К тому же знакомая журналистка предупредила: "А, Соколов… Будет нелегко. Он отвечает на вопросы, не отвечая". Офис студии "Мотор-фильм" (сериал "Бальзаковский возраст"). "Я к Соколову на интервью". - "Подождите немного, он на совещании". Жду. Сижу на пластиковом стуле ядреного желтого цвета, разглядываю фото героинь сериала в разных ракурсах, развешанные на стенах. "Извините, вы Мила?" - услышала я знакомый голос. Андрей Соколов появился неожиданно. "Простите, что я вас задержал, пойдемте". Заходим в одну из комнат. В ней темно, мало места и много народу снует туда-сюда. Кто-то заглянул: "Андрей, у нас все готово!" "Минут через пять-десять приду" - говорит Соколов. "Через пять-десять?!" - ужаснулась я. - "А как же интервью?" "Не волнуйтесь, успеем". И сразу взял такой темп… - Андрей, почему вы всегда играете только главные роли? Второстепенные не предлагают, или вы не соглашаетесь принципиально? - Вот в "Бальзаковском возрасте", например, у меня роль второго плана. Главные героини - четыре девушки. - Насмешили, Андрей Алексеевич... У вас главная мужская роль. Ваш герой красной нитью по всему сериалу проходит, в отличие от других приходяще-уходящих персонажей. - Есть фильм "Мечты идиота", его снимал Вася Пичул - там я играю эпизодическую роль. Просто для этого многое должно совпасть. - Вы где-то сказали, что хотели бы сыграть Дантеса. Но и фильм ни много, ни мало должен называться "Дантес". - Да, не получилось, к сожалению. Дантес не такой однозначный герой, каким его принято считать. У него очень сложная судьба. Он - противовес Пушкину, а это о чем-то говорит. - Значит ли это, что вы хотели бы сыграть отрицательную роль? Несколько неожиданно, так как идет в разрез с вашим, извините, амплуа - положительного героя. - Я не только положительных героев играл. У меня 60 картин на боевом счету. Просто в силу сложившихся обстоятельств многие из них неизвестны широкой публике. На самом же деле я сыграл много разных ролей. - То есть, подлецы и негодяи в вашем кинорепертуаре были? - Знаете, очень интересно получается. Я же часто общаюсь с "вашим братом" журналистом - и некоторые меня спрашивают: "Почему вы всегда таких негодяев играете?" Так что, сколько людей, столько и мнений. Я не стал их разубеждать, так же как не буду разубеждать и вас. - Как вы думаете, кого проще играть: положительного героя или отрицательного? - Проще играть негатив. А положительного героя сложнее сделать интересным. В негативном персонаже есть за что зацепиться и от чего оттолкнуться. Но самый лучший вариант, когда непонятно какой герой: хороший или плохой. Должен быть грамотный "микс". - Ваши герои на вас похожи? - (Хмыкает). Ну конечно. После каждого фильма мне говорят: "Знаешь, старик, а тебе ничего играть не надо". Я всегда соглашаюсь. - Вы всегда со всем соглашаетесь, а на самом деле? - А на самом деле - каждый видит то, что хочет видеть. Если я был очень убедителен в роли, и все считают, что я сыграл самого себя… Прекрасно, что еще сказать. - В общем, главное - убедить зрителя. - Главное - убедить себя, тогда убедишь кого угодно. - Андрей, а почему вы не любите говорить про "Маленькую Веру"? - Кто сказал? Люблю, просто надоело повторять одно и то же. Но если у вас есть какие-то вопросы - задавайте. - Спасибо. У меня их немного. Вы, когда соглашались на роль, понимали, какой резонанс вызовет эта картина? - Нет. - Почему? Разве скандальные сцены не были заложены в сценарии? - Нет, там говорилось только о том, что они вдвоем, а чего они там делают - непонятно. Детально прописано не было. - То есть Пичул на ходу придумывал? - Фактически да. Тем более, что снимались эти сцены практически в самом конце съемок. А по поводу резонанса - мне он казался естественным, мы же работали, тратили себя. Так должно быть, в общем-то. - Вы на втором курсе Щукинского училища снялись в этом фильме? - Между первым и вторым. - Как преподаватели отнеслись к картине? Не говорили: "Соколов, это позор для театрального артиста!" - Людмила Вадимовна Ставская, мой педагог, наоборот, очень меня поддержала. Говорила: "Андрюша, держись, тебя будут …(подбирает слово) - Пинать. - Да, "…пинать за этот фильм, но ты не обращай внимания" Очень мудро, по-доброму отнеслась. Правда, не на все фестивали отпускала. Зато я учился прилежно. Даже с красным дипломом закончил. - У вас большое количество картин, но подобного успеха не было больше ни у одной. Не обидно? - Еще не хватало тратить на это эмоции. Я работаю, получаю удовольствие - и все. - А вообще много сценариев предлагали и предлагают? - По-разному. Бывает, что в неделю десять, а бывает, что за полгода четыре. - Период затишья был? - В 1994 году ничего. Тишина. Может, это связано с тем, что я работал над картиной "Бездна. Круг седьмой". Как я сейчас понимаю, довольно знаковая работа для меня. Но… (тяжело вздыxает) период был нелегкий. - Вы эту картину называете своей визитной карточкой. - Да. - Не "Маленькую Веру", по которой вас больше знают. - К сожалению у "Бездны" не было широкого проката. Но это очень хороший фильм. Почему у картины такая судьба - не понятно. Но помню, что на одном из Кинотавров наша картина была если не лучшей, то заметной - объективно, но она ничего не получила. - Конъюнктура… Скажите, Андрей, а для вас важен хороший контакт с режиссером, когда вы соглашаетесь на роль? - Обязательно. Мы же должны быть единомышленниками. - А если деньги хорошие платят? - Тогда обсуждаемо. Будем искать какой-то компромисс, но если не получится, не страшно. Что Бог ни делает - все в лучшему. - Вы, кстати, как-то упомянули, что в не очень хороших фильмах снимались из-за денег. - Было такое дело. Две картины. - Две всего? - Всего. Я говорю о тех картинах, про которые понимал, что они - полная чушь. Но что самое смешное - деньги за эти картины пользы не приносили. Я или машину разбивал, или еще что-то неприятное случалось. - "При заключении контракта не знаешь, что получится в итоге, к сожалению", - ваша цитата. А уходить с картин по каким-то причинам не приходилось? - Один раз пришлось. Вернее, два. Первый - в эпоху коммерческого кино. Начали снимать фильм, и режиссеры стали меняться как перчатки. Когда пришел пятый режиссер со своим вИдением картины, я сказал: "Все, ребята, больше не могу". Второй раз - не нашли общего языка с режиссером. Мы с ним до съемок общались - это был нормальный человек. Когда съемки начались - он стал совсем другим. На третий съемочный день наши отношения были на самом "высоком градусе". - В смысле "конфликтные"? - Ну да. Он мне выдвигал какие-то абсолютно необоснованные претензии. Вообще актеров надо любить, а не вытирать об них ноги. Я его предупредил: или мы друг другу морды набьем, или он ведет себя нормально. В общем, в конечном итоге я ушел. - "По морде" он не согласился? - Нет. Кто-то опять заглянул в комнату (наша беседа к этому моменту продолжалась аж 7 минут): "Андрей, все вас ждут!" - "Иду!" Обращаясь ко мне: "Вы меня подождете?" - "Да, конечно". "Напоите Милу чаем!" - попросил Андрей секретаря. "Не надо, спасибо!" - "Нет, напоите обязательно!" Я все не соглашаюсь. Девушка, присутствовавшая при нашем разговоре, сказала: "Зря отказываетесь. Ждать придется долго". "Ничего", - ответила я, думая, что долго - это минут 20-30. … Прошло два с половиной часа. Таинственное заседание все продолжалось. Намотав не один километр по коридорам студии (сидеть уже было невмоготу) я решила, что так дело не пойдет. На мое счастье, по какой-то надобности из того самого кабинета вышла девушка, предупреждавшая меня об "опасности". Я кинулась к ней: "Извините, вы не могли бы попросить Андрея Алексеевича о переносе интервью? А то мне, похоже, до следующего утра здесь придется сидеть". - "Я же вам говорила…" - укоризненно посмотрела она на меня. Но Соколова позвала. "Андрей, давайте перенесем интервью…" - взмолилась я. "Да нет, зачем? Вы столько времени потратили. Неудобно как-то получится. Сейчас у меня есть несколько минут, давайте продолжим". - Что вы там так долго обсуждаете? - Кастинг идет. Актеров в сериал отбираем. Через несколько дней съемки начнутся, а актрисы на главную роль еще нет. - На какого актера вы, как режиссер, обращаете внимание? - Всегда по-разному, но актер обязательно должен быть пластичным и интересным. - Актеру с хорошей внешностью легче добиться успеха, как вы считаете? - В актере все должно быть сочетаемо. На внешности можно проскочить один раз, но второй уже не получится. - А вас самого, кстати, часто пробовали и не утверждали? - Бывало, но насколько часто - не знаю, все относительно. - Ну а чаще вас приглашают конкретно на роль или все-таки проходите какие-то пробы? Почему, например, вашего героя в "Палаче" зовут Андрей Алексеевич? - А в "Маленькой Вере" фамилия моего героя Соколов. Но это скорее случайность. - Вы за роли когда-нибудь боролись? - В каком смысле? - Ну, говорили режиссеру: "Петя, я лучше всех сыграю эту роль!" - Нет, упаси Бог… Хотя может, и зря. (Смеется) Но, думаю, можно что-то доказывать только на площадке. - Да, помнится, вы где-то говорили, что если актер начинает себя предлагать - это совсем другая профессия. Но, согласитесь, режиссер все равно выбирает актера. А актер себя предлагает. - Да, я понимаю. Но я предлагаю режиссеру только то, что я делаю на сцене или на пробах. Не стою за дверью, не улыбаюсь и не приношу бутылки с шампанским. - Актер - хорошая профессия? - Непростая, но очень интересная. И это настоящая работа, а не только "бла-бла", что бы ни думали многие. - А как относитесь к фразе: "Актер играет всегда, даже на сцене". - Достаточно лукавая фраза. Вы, например, сейчас одна, дома другая, на работе - третья. Поэтому я и говорю, что моя профессия честна тем, что я громогласно заявляю: "Я, ребята, играю!" - Как у вас с самокритикой дело обстоит? - Сложно сказать. Все относительно. Я вообще-то самоед, но, зная эту черту своего характера, стараюсь все делить на 10. - То есть спокойно себя на экране воспринимаете? - Постфактум всегда кажется, что можно было бы сделать лучше. - А вообще к критике как относитесь? - Было время, когда очень переживал, но потом перестал. - Но вас критиковали в основном за театральные работы, не за кино. - Да, но все равно. Мне даже не столько за себя было обидно, сколько за актеров, которых я пригласил в свой спектакль. Например, когда писали, что "Койка" - это спектакль о половых извращениях, я был в недоумении. Хотя друзья говорили: "Успокойся, это же суперреклама". - Опять же в каком-то интервью вы сказали, что на съемочной площадке нет послушнее актера, чем вы. - Я так сказал после того, как сам стал режиссером. Это совершенно каторжный труд и я уверен, что актер должен режиссеру во всем помогать. Можно свои предложения выдвигать, но только после того, как сделаешь то, о чем просит режиссер. - Что вас в людях раздражает? - Хамство. Все остальное можно простить. - Все остальное простить?!? - Мы же нормальные люди, и категории "убить", "украсть", "предать" и т.д. не рассматриваем. - Как вы предпочитаете отдыхать? - Зависит от количества свободного времени: если его много - можно поехать, позагорать. Если не очень - можно съездить за город, если совсем мало - можно полежать, "поплевать в потолок". Сейчас бы я с удовольствием просто поспал. - Все знают, что вы заядлый охотник и рыбак. Скажите честно, вам зверюшек не жалко? - Это риторический вопрос. Вы были на охоте? - Нет, конечно. Я животных очень люблю. - Мы с вами разговариваем на разных языках. Я тоже животных очень люблю, но охота… Я не смогу вам объяснить, и думаю, что даже не стоит вас обращать в свою веру. Но как говорит мой товарищ: "Нам главное - не кого-то подстрелить, нам главное - побольше в грязи изваляться". И он абсолютно прав. - А как же мужское самолюбие? Кабан на плечах, и, как следствие, дикий восторг от самого себя: "Аз есмь царь!"? - Это как раз неважно. Просто то ощущение свободы, которое существует на охоте, больше нигде не испытать. - Да, вы еще говорили, что "природа и свобода" для вас самое главное. У женщин шансов совсем нет? - Это я сказал "природа и свобода"? Молодец… (смеется). А если серьезно, женщины - вообще самое главное в жизни мужчины. - Но на личные темы вы говорить не любите. - Не люблю. - Вы же публичный человек. Вашим зрительницам интересно знать, чем вы живете вне экрана. - Это моя частная жизнь, я хочу, чтобы она оставалась скрытой от публики. Я имею на это право. - Андрей, а кумиры среди актеров у вас есть? - Да, Олег Даль. - Вы его всегда называете. - Я постоянен в своих пристрастиях. - Это хорошо. А чем вам Даль нравится? - Сложно объяснить. Я его очень хорошо понимаю. Мы с ним как бы на одну волну настроены. - Интересно… Олег Даль - "обнаженный нерв", на вас не очень похож. - Я тоже "обнаженный нерв", только тщательно это скрываю. - Вы очень скрытный? - Достаточно, я надеюсь. - Депрессии у вас бывают? - Конечно. Самое мудрое - избегать ситуаций, которые могут ее спровоцировать. Нечто подобное случилось со мной недавно - пришлось себя за уши из дома вытаскивать. Среди людей с ней проще справится. Друзья помогут. - Вот вы и снимаетесь, и режиссируете, и стихи, романы пишете… В общем, и чтец, и жнец… - Я понимаю вашу иронию, но я же не говорю, что всем этим занимаюсь профессионально. Это хобби, мне это просто интересно. Сложение рифм - искусство, а для меня просто удовольствие - складывать слова в красивые предложения. - Радуетесь удачно составленной рифме? - Конечно. Тихо в подушку. - А в режиссуру зачем пошли? - Любое действо на 80% зависит от режиссера. Это твои мозги, твое тело. Акт глобальнее. Режиссер больше художник, творец, чем актер. Он создает музыку, а актеры - всего лишь ноты. Красивые, звонкие, но ноты. - Вы, видимо, перфекционист? Стараетесь все доводить до совершенства. Если диплом - то красный, если роль - то главная… - Не знаю, насколько перфекционист, но не ремесленник точно. Если что-то делаешь, то делай хорошо. Нельзя быть чуть-чуть беременным. Или так, или так. В эту минуту Андрея опять позвали на совещание. Вся наша беседа от и до уложилась в 20 минут. "Я на такой скорости по Москве не езжу, на какой вы даете интервью" - сказала я Андрею на прощание. "Что поделаешь, работа" - улыбнулся он. И побежал выбирать героиню своего романа. Текст: Мила Веренич; Фото: Владимир Верховский и из личного архива А. Соколова Источник: Сайт журнала "Наше кино"
|