Пресса о фильме
" Сломанный свет " //Новый Вернисаж. 2002. 21 апр.
N12.
Так называется художественный фильм - режиссерский дебют Веры
Глаголевой, эксклюзивный показ которого прошел 18 апреля в
Москве, в конференц-зале Инженерного корпуса Государственной
Третьяковской галереи. Картина снята по сценарию Светланы
Грудович. В ролях - Вера Глаголева, Григорий Гладий, Маргарита
Терехова, Александр Феклистов, Светлана Смирнова, Андрей
Соколов.
Фильм был снят в 1990 году киностудией "Эдельвейс", Алма-Ата, и
сразу же, фигурально выражаясь, "лег на полку", а фактически -
под кровать одного из сотрудников разорившейся к тому времени
студии. А после распада СССР людей, живших на его территории,
разметало так, что владельцев "Эдельвейса", которым принадлежат
авторские права на картину, ныне найти никто не может. Пытались
разыскать даже через прессу, но безрезультатно. Поэтому
коммерческий прокат фильма в настоящее время оказался
невозможен, Вера Глаголева смогла лишь устроить просмотр для
друзей и узкого круга избранных.
Картина " Сломанный свет " - это, фактически, фильм
-предвидение. Он посвящен судьбе актеров, а, в общем-то, даже
шире, - судьбе творческих людей в СССР в конце восьмидесятых
годов ХХ века. В стране, уже прекращающей свое существование, но
еще не распавшейся. Стране, интеллигенция которой уже ощутила
свою ненужность, но еще не поняла главного: что эта ее
ненужность - не оттого, что страна плохая, а оттого, что
супердержава, хотя формально еще и существовала, в
действительности уже начала обрушиваться на головы своих
сограждан. И обломки первыми долетели до тех, кто был "выше" -
как по положению в обществе, так и по своему образованию,
нравственным качествам, даже возрасту.
В фильме " Сломанный свет " явственно - на мой взгляд, даже
слишком, - ощущаются нотки Тарковского и Сокурова. Как и любая
дебютная работа, картина не свободна от мелких недостатков,
"шероховатостей". Однако разбирать их двенадцать лет спустя
после того, как картина была закончена, вряд ли целесообразно.
Наверное, сегодняшняя Вера Глаголева сняла бы ее несколько
иначе. Но сегодня она, как и любой другой режиссер, снимала бы
ее, - про то время, - уже прожив и пережив девяностые годы,
рубеж веков, начало нового тысячелетия. Пожалуй, главная
ценность картины в том и заключается, что сегодня это - одна из
немногих лент, рассказывающих о первых признаках великой
трагедии великого народа, для которого интеллигенция оказалась
менее важна и нужна, чем политики, бизнесмены, солдаты.
Скорее всего, если эта картина когда-нибудь и получит шанс
"прорваться" к широкому зрителю, то именно ему-то она окажется
ненужной. Людей, способных ее понять, сопереживать ее героям, с
каждым годом все меньше. Кто сегодня читает Овидия? Кто завтра
смотреть подобный фильм? Вот характеристика-приговор, который
спустя некоторое время ему дадут: НЕ ПРО ПОКЕМОНОВ! |